ОДИ

 



�������� ����� �������� ����� ���������� ��

�����

 

ОДИ


Организационно-деловая игра
 
«Толерантность – залог психического  здоровья участников образовательного процесса»

В основе деловой игры «ФОРС-МАЖОР» лежит некоторая критическая ситуация в школе, неожиданные обстоятельства, которые могут иметь опасные последствия.

Диагностика ситуации проводится на самой игре, в результате чего формулируется суть возникшей проблемы. Главным условием игры «форс-мажор» является обязательное принятие решения для устранения критической ситуации.

Примером такой деловой игры может служить апробированная  в нашей школе игра «Толерантность – залог психического здоровья участников образовательного процесса».

ЦЕЛИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ

  • Развитие эмпатии.

  • Развитие толерантности к эмоциональному состоянию другого человека.

  • Развитие способности эмоциональной саморегуляции.

  • Отработка эмпатийного слушания, понимания и принятия чувств другого человека.

  • Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.

ПЛАН ИГРЫ

  1. Собщение темы и цели деловой игры

  2. Словарная работа (приложение 1)

  3.  Работа с критериями толерантности (приложение2):
    1-я группа выполняет задания на уровне личности;
    2-я группа – на уровне социальной группы;
    3-я – на уровне государства.

  4. Работа над критериями нетерпимости ( приложение 3):
    1-я группа на уровне социальной группы;
    2-я группа – на уровне государства;
    3-я группа – на уровне личности.

  5. Составление характеристик:
    1-ой группе – толерантной личности;
    2-ой группе – ин толерантной личности
    ( в это время 3-я группа выполняет роль экспертов (задание см. приложение
    4)

  6. Описать «мир»:
    2-ой группе – толерантной школы;
    1-ой группе – интолерантной школы.
    (Психологический климат в школе, характеристика директора, учителя, ученика).

  7. Решение конфликтной ситуации, возникшей в школе с точки зрения:
    1-о
    й группе – «толерантной школы»;
    2-ой группе – «интолерантной школы»  (Приложение 5
    )

  8. Слово группе экспертов.

  9.  Заключительное слово ведущего.

маркированный список

Список литературы

1.И.В.Дубровина «Рабочая книга школьного психолога», М. 1999 г.

2.Р.В.Овчарова «Справочная книга школьного психолога», М.1998г.

3.В.А.Петровский «Учимся общаться с ребёнком», М.1998 г.

4.Л.М.Фридман «Психологический справочник учителя», М.1996г.

5.Н.В.Самоукина «Игры в школе и дома», Ярославль. 2002г.

6.К.Фопель «Как научить детей сотрудничать», М.2001г.

7.А.С.Чернышов «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций», М.1999г.

8.А.В.Петровский «Краткий психологический словарь», М.1998г.

9. «ОДИ в школе», Школьный психолог №24 2000 год

 

 

Приложение1.

Эмпатия – качество личности, её способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им.

Самовоспитание процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений за счёт и посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входят самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ, самоконтроль и т. д.

Конфликт психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий взглядов, интересов, стремлений, планов, различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека.

Менталитет уровень сознания в единстве с бессознательным (подсознательным) мыследействием. Этим термином обозначают всю совокупность социальных и нравственных ценностей, установок, предрасположностей отдельного человека, коллектива или общества к определённым восприятиям, мыслям, чувствам.

Качества личности структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства образования, устойчивое поведение личности в социальной и природной среде. Делятся на три вида:

  1.  Типологические:
    физиологические особенности, темперамент, характер

  1. Механизмы психики:
    мышление, воля, память, внимание, восприятие, ощущения.

  1. Опыт личности:
    знания, умения, навыки, привычки.

 

Приложение 2.

Толерантность – это терпимость

 КРИТЕРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

  •  Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе).

  • Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.).

  • Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества.

  • Сохранение и развитие культурной самобытности  и языков национальных меньшинств.

  • Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религии, одним  верованиям.

  • Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе.

  • Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества.

  • Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.

  • Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических , межрасовых отношениях между полами.

 

Приложение 3.

ПРОЯВЛЕНИЕ НЕТЕРПИМОСТИ

  •    Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения.

  • Игнорирования ( отказ в беседе, в признании).

  • Негативные стереотипы, предупреждения, предрассудки ( составление обобщённого мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик).

  • Этноцентризм ( понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонный и лучший по сравнению с другими группами).

  • Поиск врага ( перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу).

  • Преследования, запугивание, угрозы.

  • Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий ( лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе).

  • Расизм ( дискриминация представителей определ1нной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие).

  • Ксенофобия в форме этнофобий (антисемизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии ( неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков».

  • Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, своя нация обладает большим объёмом прав).

  • Фашизм реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор).

  • Империализм (покорение общих народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчинённых народов).

  • Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств)

  • Осквернение религиозных или культурных символов.

  • Религиозное представление (насаждение конкретной веры, её ценностей и обрядов).

  • Изгнание ( официальное и насильственное).

  • Сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас религий и полов, обычно в ущерб интересам одной группы).

Репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение или геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

 

Приложение 4.

Задания экспертам

Ваша задача: проявления толерантности в работе групп

Определить роль и позицию каждого участника группы

Роли: лидер, аналитик, саботажник, наблюдатель, отверженный, тиран, шут и другие.

Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.

Лидер-критик: умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.

Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи.

Лидер – организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.

Лидер – исполнитель – умеет чётко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Позиции участников групп: активная, пассивная, разрушительная, конфликтная.

Ответить на вопросы:

  • Какие качества участников группы обеспечили такие роли и позиции?

  • Какова результативность групп?

  • Что помогало?

  • Что мешало?

  

Приложение 5.

Конфликтная ситуация

В школу приходит мама ученицы 10 класса с жалобой. Вчера на перемене ученик этого же класса (турок-месхетинец, прибывший в школу два месяца назад) разбил новый плеер девочки. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. Мама девочки требует деньги за разбитую вещь или же новый плеер.

Как в «толерантной школе» и «интолерантной школе» может разрешиться данный конфликт?

 

Дата обновления: 18.10.2015