| |
Автор актуального педагогического опыта
Агаркова Екатерина
Юрьевна, педагог-психолог школы.
Тема опыта:
Цель
психолого-педагогического опыта:
Воспитание толерантного сознания
учащихся и учителей в поликультурном образовательном пространстве школы.
Краткое
описание опыта:
·
сущность
опыта
в создании условий для ориентации учащихся на ценности ненасилия,
толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в
социальных конфликтах и принцип их конструктивного разрешения;
·
основные
компоненты системы работы:
выработка необходимых для толерантности черт характера, развитие готовности и
подготовленности учащихся к сосуществованию с другими людьми, сообществами,
обстоятельствами, различные пути и способы выхода из конфликтных ситуаций;
·
методы,
формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте:
проективные, деловые и ролевые игры, практические занятия, тренинги,
консультации для учителей и учащихся, консилиумы, семинары, лекции, экскурсии в
природу;
·
приемы
стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля,
применяемые в работе: включение в диалог элементов новизны; актуализация
творческого потенциала мышления, самостоятельного, обоснованного рассуждения;
организация исследовательского уровня организации диалога, основанного на
личностном поиске школьниками истины; на раскрытии ресурсов творческого
воображения; воздействие на эмоциональную сферу личности; выстраивание
логической канвы диалога таким образом, чтобы действия, упражнения, игры и
ситуации вплетались в нить непрерывного и развивающего разговора;
кульминационные моменты тренингов и уроков – «открытый финал», побуждающий к
последующему индивидуальному размышлению по затронутой проблеме;
·
условия,
обеспечивающие
наибольшую эффективность: демократизация и гуманизация межличностных
отношений, личностный подход в воспитании и обучении, дифференциация обучения и
воспитания, сотрудничество психолога и учащихся;
·
преимущества опыта:
организация системной работы как с учащимися, так и с учителями по воспитанию
толерантной личности с использованием таких направлений деятельности
педагога-психолога, которые не требуют больших материальных затрат, но по своей
эффективности превосходят большие расходы на указанные цели; использование
интерактивных методов – ролевых игр, дискуссий, тренингов, групповых работ.
·
результативность:
высокий уровень воспитанности, низкий уровень агрессивности, единичные
случаи нервно-психических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы,
вегетативно-сосудистой дистании и нарушений речи. Результативность опыта
доказана высоким уровнем развития личности учащихся, система работы
педагога-психолога способствует духовному становлению школьников и развитию у
них таких качеств как толерантность, гуманность, вежливость, альтруизм,
способность к сопереживанию.
|