Развитие творчества

 



�������� ����� �������� ����� ���������� ��

�����

 


Автор актуального педагогического опыта
Коровянская Нина Михайловна, учитель начальных классов

 Тема опыта: "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Цель психолого-педагогического опыта: создание условий психологического комфорта на уроке, которые обеспечивают сохранность и укрепление здоровья с учётом индивидуальности каждого ребёнка, что является основой формирования здорового образа жизни.

 Учитель о своём опыте

Коровянская Н.М.

Работая много лет в начальных классах, убеждаешься в том, что если на уроке дать каждому ребенку почувствовать, что у него есть своя «искорка божия», то ученик испытает радость творчества. В таком подходе содержатся большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт натолкнул меня на мысль применять нестандартные, необычные приемы обучения.

На своих уроках использую такие формы деятельности, как коллективные, групповые, индивидуально-парные, индивидуальные. При делении на группы учитываю дружеские отношения детей, особенности их физического, психического и умственного развития. Сильные ученики помогают слабым. Каждая группа, получив задание, на первой минуте обсуждения распределяет работу между собой. Главным условием является то, что каждый ученик должен ответить, а значит – рассуждать. Такая форма проведения урока даёт определённую свободу действий. Дети помогают друг другу и самостоятельно ищут выход из различных проблемных ситуаций. Приёмы работы выбираю в зависимости от типа урока и характера решаемой задачи.

Организация моего урока предполагает

  •  применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;

  •  проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

  •  использование разнообразных форм общения, особенно монолога и полилога;

  •  создание для учащихся ситуации успеха.

  •  проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

  • стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;

  •  избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке.

Одним из средств достижения образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя следующие традиционные мероприятия:

  •  предметные недели;

  •  игры-путешествия;

  •  тематические конкурсы чтецов, художников, журналистов.

Внеурочная учебно-воспитательная работа дополняет учебный процесс, создает у ребенка целостную картину восприятия мира. Внеклассные мероприятия обеспечивают эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие. Наряду с этим развиваются организаторские способности и задатки, психические свойства личности.

Большой творческой работой, объединяющий детский коллектив являются школьные праздники. Они занимают особое место в жизни младших школьников.

Открыть первоклассникам мир добра и красоты, приобщить к поэзии, расширить их представления о творчестве русских поэтов XX столетия помогает мне «Праздник поэзии».
 В подготовке к этому внеклассному занятию принимают участие все дети. При этом дифференцированно распределяются поручения: одна группа готовит эмблемы с рисунками, другая – подбирает стихи указанных поэтов: С.Маршака, С. Михалкова, А. Барто,Б. Заходера, З. Александровой, третья группа готовит призы. В организации праздников для младших школьников часто помогают мои бывшие выпускники – учащиеся средних и старших классов. Дети учатся у них выразительному чтению, умению организовать игры, конкурсы...

Развитию творческого воображения, художественно-творческих способностей, эстетического вкуса моих учащихся способствуют занятия в кружке «Юный художник», руководителем которого являюсь много лет. На занятиях кружка знакомлю ребят с выдающимися произведениями художников, скульпторов, архитектурными памятниками и изделиями народных мастеров, учу понимать художественные произведения разных видов искусства. Дети с большим интересом занимаются в кружке. Их работы покоряют своей непосредственностью и художественной самобытностью.

Развитию творческих способностей, доброго отношения к окружающему миру, познавательных интересов учащихся, их наблюдательности способствует цикл занятий «Времена года», «Зимушка-зима». На этих занятиях и праздниках ребята разгадывают и составляют свои загадки, ребусы, кроссворды .

Увлекательно и интересно проходят экскурсии и походы. Часто они сочетаются не только с играми и развлечениями, укрепляющими здоровье детей и способствующими их физическому развитию, но и с творческими конкурсами и играми. Стало традицией для всей нашей школы в начале сентября в теплый погожий день отправляться в осенний лес. Итогом похода являются выставки творческих работ учащихся: рисунки, аппликации, сувениры, сочинения, а иногда и детские стихи.

Решать проблему развития творческих способностей учащихся позволяют мне следующие средства воспитательной работы:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать способности каждого ребенка;

  •  создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  •  оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

  •  стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий;

  •  поощрения, стремления ученика находить свой способ работы; анализ способа работы других учеников в ходе урока;

  •  создание благоприятной эмоциональной обстановки позволяющей детям испытать душевный подъем;

  •  создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность в способах работы.

Настрой на каждом занятии на творческую работу, внимание к каждому ребенку помогают мне раскрывать способности и таланты каждого ученика, дают детям возможность испытать эмоциональный комфорт, чувство радости, гордости и большого удовлетворения...

Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несет и учителю, и ученику.

Дата обновления: 14.10.2017