|
|
Автор опыта Матчин Юрий Макарович, преподаватель и организатор ОБЖ. Тема опыта:
Моя педагогическая философия в
духовно-нравственном воспитании. Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, Основу моей педагогической философии в становлении духовно-нравственных начал можно определить несколькими словами: «К чему человек не прикоснется, все должно стать значительно прекраснее». Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в это понятие. А.П. Чехов говорил, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Бог вдохнул в ребенка «дух» светлый, чистый и неповторимый. Свое предназначение как педагога вижу в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личностью В деле воспитания придерживаюсь следующего правила: каждый человек – это творение Вселенной. Он единственный, кто имеет такое имя, отчество, дату рождения, внешность, темперамент… Существ, таких как он больше нет. Это индивидуальность, имеющая свое предназначение. Поэтому моя позиция в воспитании нашла отражение и теоретическую подпитку в трудах Н.Е. Щурковой. В моей работе на пути привития духовно-нравственных качеств, индивидуальный подход в развитии неповторимости личности стал для меня аксиомой. Одной из своих педагогических задач считаю помощь в поиске каждым ребенком своего личного предназначения на этой Земле. Как классный руководитель я стараюсь помочь воспитаннику ощутить свою индивидуальность, создать комфортные условия для её выражения. Уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, мягкое и ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, долга и патриотизма – это определяющие моего видения воспитания. В своей работе я подметил такую особенность, что детей всегда ограничивают: дома – родители, в школе – учитель, в магазине – продавец, в машине – водитель – и этому нет конца. Но я убежден: человеку просто необходимо хотя бы иногда давать возможность поступать без каких-либо табу. Выходя с детьми в лес, к озеру, просто в неформальном общении замечаешь восторг и огонь глаз, ребенок преображается. Здесь более ярко проявляется непосредственность детей, доброжелательность, они предстают совершенно другими, многогранными, разрушают все стереотипы о себе. Нахождение в природных условиях является весьма комфортным для выражения сокрытой и «ограниченной» условностями индивидуальности. В выражении своей я-концепции для меня важнейшим средством является любовь. «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» Эти слова Экзюпери так четко дают понять, что нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: родителей и друзей, дом и улицу где рос, вечерний закат и «жалобный стон» улетающих журавлей, запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий «видеть сердцем» вырастает патриотом своей Родины, даже если не будет слышать этого слова, понимать его значение. Доверительные беседы, которые я использую в своей работе, иногда бывают незаменимым средством в ежеминутном поиске гармонического единства с окружающим нас миром, в определении своих духовно-нравственных ценностей. Я считаю, что каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить стопы ребенка к краскам и кистям Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему. Планируя мероприятия, формирующие патриотические начала, акцентирую свое внимание на утверждении «Духа» русского человека. Русский – это не запись в графе «национальность», русский – это состояние духа. На дело воспитания патриота всегда необходимо смотреть через призму слов Ф. Тютчева: Умом Россию не понять, От себя добавлю, что во всех политических перипетиях, становлении культа денег, пересмотре исторических событий, моральных ценностей, социальных потрясений последнего времени неизменным остался «русский дух». Он нуждается в постоянной шлифовке, то есть в воспитании и достойной огранке высоконравственной, творческой личности русского человека. В заключение хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мягко, мудро и ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью Достойного Человека. |
Дата обновления: 14.10.2017 |