|
|
Тема опыта: Цель психолого-педагогического опыта: создании условий для успешного познания учащимися основ валеологической культуры. Коротко об опыте: Курс биологии 8 класса занимает особое место в реализации задач, связанных с овладением навыками культуры здоровья у школьников. Именно в переходном возрасте значительно возрастает интерес подростков к собственному организму и закладываются правила поведения на всю жизнь. По мнению исследователей, качество здоровья людей в настоящее время падает по двум основным причинам. Прежде всего, это ухудшение экологической обстановки, а также утрата ценностного отношения к здоровью. При анализе деятельности в этом направлении были вскрыты следующие противоречия:
Ведущей идеей опыта является утверждение о том, чтобы жить с пользой для своего организма, нужно уметь определять его слабые стороны и планомерно работать над их устранением. В связи с этим для формирования навыков валеологической культуры у школьников выделяю следующие направления: культура физического здоровья, культура питания, культура психического здоровья. Основными этапами в обучении культуре здоровья являются мотивация, самоанализ, выявление проблем, коррекция. Успех познавательной деятельности в значительной степени зависит от её мотивации. В связи с этим стараюсь включать в мотивацию вызов к размышлению в форме вопроса, афоризма, проблемы. Например:
Основы культуры физического здоровья закладываются в процессе изучения опорно-двигательной, кровеносной и дыхательной систем. При этом, используя несложные методики: учащимся предоставляется возможность сделать самооценку таких антропометрических показателей, как рост, вес, осанка, провести функциональные пробы работы сердца и дыхания, проводится тестирование для выявления уровня мышления и памяти. Для исследования состояния здоровья выделяется 5 основных систем организма: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная и нервная. Данные заносятся каждым учеником в таблицу. (Норма оценивается в 1 балл, отклонение – 0 баллов)
Таким образом, если ученик получает 10 баллов, то это соответствует идеальному состоянию здоровья. Меньшее количество баллов говорит о наличии отклонений от нормы, над ликвидацией которых и предстоит работать. Этим самым задается программа поведения каждого школьника. На основании полученных данных учащимися выявляются индивидуальные проблемы в состоянии здоровья и определяются пути их устранения:
Как утверждал доктор П. Брегг «Сила кроется в вас самих, нужно только указать вам дорогу» Если говорить о результативности опыта, то следует прежде всего отметить, что формирование основ валеологической культуры способствует развитию самооценки и уверенности в себе, развитию чувства ответственности, освоению жизненно важных навыков, развитию инициативы учащихся, сотрудничеству учащихся с учителем и друг с другом. Тестирование, проведенное педагогом-психологом по выявлению познавательных способностей учащихся, изучавших курс «Человек», показало, что память, внимание и мышление у обучающихся находятся в норме, уровень успеваемости по биологии стабилен, с некоторым повышением. Результатом целенаправленной работы по формированию навыков валеологической культуры является повышение интереса к профессии медика со стороны выпускников. Сохранение здоровья – это труд и немалый. Привычки к правильному питанию, занятию спортом, поддержанию экологической чистоты сами по себе не создаются. Их надо растить ежедневно и ежечасно. Только тогда у учащихся будут сформированы прочные основы валеологической культуры. |
Дата обновления страницы: 15.10.2015 |