Кузнецов А. Н.

 

 


Автор актуального педагогического опыта Кузнецов Анатолий Николаевич.

 Тема опыта:
 "Формирование основ валеологической культуры в процессе изучения курса биологии в 8 классе как средство самопознания и самосовершенствования личности в переходном возрасте"

Цель психолого-педагогического опыта:  создании условий для успешного познания учащимися основ валеологической культуры.

Коротко об опыте:

Курс биологии 8 класса занимает особое место в реализации задач, связанных с овладением навыками культуры здоровья у школьников. Именно в переходном возрасте значительно возрастает интерес подростков к собственному организму и закладываются правила поведения на всю жизнь.

 По мнению исследователей, качество здоровья людей в настоящее время падает по двум основным причинам. Прежде всего, это ухудшение экологической обстановки, а также утрата ценностного отношения к здоровью. При анализе деятельности в этом направлении были вскрыты следующие противоречия:

  • Развитие организма – рост заболеваемости

  • Возможности организма – уровень их использования

  • Желание быть здоровым – поведение людей. Принцип: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Ведущей идеей опыта является утверждение о том, чтобы жить с пользой для своего организма, нужно уметь определять его слабые стороны и планомерно работать над их устранением. В связи с этим для формирования навыков валеологической культуры у школьников выделяю следующие направления: культура физического здоровья, культура питания, культура психического здоровья. Основными этапами в обучении культуре здоровья  являются мотивация, самоанализ, выявление проблем, коррекция.

Успех познавательной деятельности в значительной степени зависит от её мотивации. В связи с этим стараюсь включать в мотивацию вызов к размышлению в форме вопроса, афоризма, проблемы.

Например:

  • Тема «Опорно-двигательная система»:
    Вопрос «Почему в Древней Элладе на камне были высечены слова: «Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай»?

  • Тема «Пищеварительная система»
    Афоризм
    «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть»

  • Тема «Кровеносная система»
    Проблема «Главной причиной смертности в мире являются заболевания сердечно-сосудистой системы»

Основы культуры физического здоровья закладываются в процессе изучения опорно-двигательной, кровеносной и дыхательной систем. При этом, используя несложные методики: учащимся предоставляется возможность сделать самооценку таких антропометрических показателей, как рост, вес, осанка, провести функциональные пробы работы сердца и дыхания, проводится тестирование для выявления уровня мышления и памяти.

Для исследования состояния здоровья выделяется 5 основных систем организма: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная и нервная. Данные заносятся каждым учеником в таблицу. (Норма оценивается в 1 балл, отклонение – 0 баллов) 

Системы Показатели развития Баллы
Опорно-двигательная Вес тела
Осанка
Свод стопы
 
Кровеносная Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку  
Дыхательная Дыхательные возможности организма
Экскурсия грудной клетка
 
Пищеварительная Исследование активности ферментов слюны  
Нервная Успеваемость
Память
Продуктивность мыслительных операций
 

Таким образом, если ученик получает 10 баллов, то это соответствует идеальному состоянию здоровья. Меньшее количество баллов говорит о наличии отклонений от нормы, над ликвидацией которых и предстоит работать. Этим самым задается программа поведения каждого школьника.

На основании полученных данных учащимися выявляются индивидуальные проблемы в состоянии здоровья и определяются пути их устранения:

  • Дополнительная литература

  • Консультации специалистов

  • Двигательная активность

  • Правильное питание

  • Режим труда и отдыха

  • Психологический комфорт

Как утверждал доктор П. Брегг «Сила кроется в вас самих,  нужно только указать вам дорогу»   

Если говорить о результативности опыта, то следует прежде всего отметить, что формирование основ валеологической культуры способствует развитию самооценки и уверенности в себе, развитию чувства ответственности, освоению жизненно важных навыков,  развитию  инициативы учащихся, сотрудничеству учащихся с учителем и друг с другом.

Тестирование, проведенное педагогом-психологом по выявлению познавательных способностей учащихся, изучавших курс «Человек», показало, что память, внимание и мышление у обучающихся находятся в норме, уровень успеваемости по биологии стабилен, с некоторым повышением. Результатом целенаправленной работы по формированию навыков валеологической культуры является повышение интереса к профессии медика со стороны выпускников.

Сохранение здоровья – это труд и немалый. Привычки к правильному питанию, занятию спортом, поддержанию экологической чистоты сами по себе не создаются. Их надо растить ежедневно и ежечасно. Только тогда у учащихся будут сформированы прочные основы валеологической культуры.

Дата обновления страницы: 15.10.2015