|
|
Автор
актуального педагогического опыта
Тема опыта: Цель психолого-педагогического опыта: создание условий психологического комфорта на уроке, которые обеспечивают сохранность и укрепление здоровья с учётом индивидуальности каждого ребёнка, что является основой формирования здорового образа жизни. Учитель о своём опыте На уроке и во внеурочное время должна создаваться атмосфера, расковывающая учащихся. Она должна строиться на отношениях учащихся с учителем, которые стимулируют развитие духовного потенциала учащихся, их творческую активность. Учителю следует ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; на потребности и умения самостоятельно находить решение не встречающихся ранее задач. Можно сказать, что методика введения учебного материала в концепции систем Занкова Л.В., Поташкиной Ю.А., по которым я работаю, позволяет включать всех детей в самостоятельную познавательную деятельность, создавая условия для формирования личностных качеств. Эти дидактические системы позволяют каждому ребёнку продвигаться вперёд индивидуальным темпом. Свою роль вижу в поддержании идей данных систем и в создании благоприятных условий для развития каждого ребёнка в соответствии с его интересами и возможностями. Структурными элементами моих уроков выступают: *
приветствие; Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. Приветствие и прощание выступают ритуальными этапами каждого урока, которые вырабатываются совместно. На уроке многое решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и не получится урок. Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учеников. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он поведёт урок, ответ учащихся – реакция на заявку. На этапе проверки самочувствия ученики рефлексируют своё эмоциональное и физическое самочувствие, сообщают о мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему уроку. Особое внимание на уроке уделяется релаксации, так как в релаксационных упражнениях формируются умения расслабляться, снимать психомышечное напряжение, ритмизировать дыхательные процессы, а также снимать стрессообразующие факторы . Регулярное выполнение релаксационных техник развивает у учащихся способность оценивать своё психоэмоциональное состояние, корректировать его, вырабатывать навыки адекватного поведения, позволяет обрести уверенность в себе. Младший школьник, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, так как наступает утомление. Работу можно продолжать, если провести активную физминутку или оздоровительные упражнения. Оздоровительные минутки включают не только физические, но и дыхательные упражнения, а также этюды для души. Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая в них физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз и лица, языка. Данные упражнения целесообразно подбирать с учётом изучаемой темы, проводить под музыку и делать их не слишком кратковременными, так как в противном случае они не выполняют своего назначения. Этот структурный элемент может занимать 2 -3 минуты . Для того чтобы правильно скомпоновать упражнения во время физкультминутки, нужно чётко представлять, на что они направлены. Скажем, приседание с подъёмом рук вверх стимулирует мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища, а сочетание круговых движений головой, глазами и туловищем активизирует чувство общей координации в пространстве. Если позволяют условия, полезно проводить бег на месте, так как он снимает многие симптомы утомления. Учитель должен видеть состояние детей и при необходимости корректировать его быстро и умело. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, для формирования правильной осанки, для снятия усталости, обретения душевного спокойствия, равновесия. Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом связан с процессом познания себя. Используя на уроках рефлексирующие упражнения , создаю условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока мысленно обращает ученика ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого ребёнка. Важной задачей своей работы на уроке считаю создание атмосферы доброжелательности, которая формирует у детей веру в свои силы, помогает каждому ребёнку преодолевать трудности учения постепенно, шаг за шагом. Это особенно важно для тех детей, которым уделяется меньше внимания в семье. У школьника должно быть ощущение продвижения вперёд, поэтому обязательно необходимо включать мотивацию успешности, которая формируется и развивается в ситуации успеха.
Приёмы создания ситуации успеха: Урок математики во 2 классе по
теме "Сложение двузначных чисел с переходом через
десяток". |
Дата обновления: 14.10.2017 |