| |
ОДИ
«Толерантность – залог
психического здоровья участников образовательного процесса»
В основе деловой игры «ФОРС-МАЖОР» лежит некоторая
критическая ситуация в школе, неожиданные обстоятельства, которые могут иметь
опасные последствия.
Диагностика ситуации проводится на самой игре, в результате
чего формулируется суть возникшей проблемы. Главным условием игры «форс-мажор»
является обязательное принятие решения для устранения критической ситуации.
Примером такой деловой игры может служить апробированная в
нашей школе игра «Толерантность – залог психического здоровья участников
образовательного процесса».
ЦЕЛИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ
-
Развитие эмпатии.
-
Развитие
толерантности к эмоциональному состоянию другого человека.
-
Развитие способности эмоциональной саморегуляции.
-
Отработка эмпатийного слушания, понимания и принятия чувств
другого человека.
-
Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в
кризисной ситуации.
ПЛАН ИГРЫ
-
Собщение темы и цели деловой
игры
-
Словарная работа (приложение
1)
-
Работа с критериями
толерантности (приложение2):
1-я группа выполняет задания на уровне личности;
2-я группа – на уровне социальной группы;
3-я – на уровне государства.
-
Работа над критериями
нетерпимости ( приложение 3):
1-я группа на уровне социальной группы;
2-я группа – на уровне государства;
3-я группа – на уровне личности.
-
Составление характеристик:
1-ой группе – толерантной личности;
2-ой группе – ин толерантной личности
( в это время 3-я группа выполняет роль экспертов (задание см. приложение
4)
-
Описать «мир»:
2-ой группе – толерантной школы;
1-ой группе – интолерантной школы.
(Психологический климат в школе, характеристика директора, учителя,
ученика).
-
Решение конфликтной ситуации,
возникшей в школе с точки зрения:
1-ой группе – «толерантной
школы»;
2-ой группе – «интолерантной школы» (Приложение
5)
-
Слово группе экспертов.
-
Заключительное
слово ведущего.
|
Список литературы |
1.И.В.Дубровина «Рабочая книга школьного психолога», М. 1999 г.
2.Р.В.Овчарова «Справочная книга школьного психолога», М.1998г.
3.В.А.Петровский «Учимся общаться с ребёнком», М.1998 г.
4.Л.М.Фридман «Психологический справочник учителя», М.1996г.
5.Н.В.Самоукина «Игры в школе и дома», Ярославль. 2002г.
6.К.Фопель «Как научить детей сотрудничать», М.2001г.
7.А.С.Чернышов «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций»,
М.1999г.
8.А.В.Петровский «Краткий психологический словарь», М.1998г.
9. «ОДИ в школе», Школьный психолог №24 2000 год
Эмпатия
– качество личности, её способность проникать с помощью чувств в душевные
переживания других людей, сочувствовать им.
Самовоспитание –
процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений за
счёт и посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В
самовоспитание входят самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление,
самопознание, самоприказ, самоконтроль и т. д.
Конфликт –
психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий
взглядов, интересов, стремлений, планов, различных людей или мнений, мотивов,
потребностей одного человека.
Менталитет –
уровень сознания в единстве с бессознательным (подсознательным) мыследействием.
Этим термином обозначают всю совокупность социальных и нравственных ценностей,
установок, предрасположностей отдельного человека, коллектива или общества к
определённым восприятиям, мыслям, чувствам.
Качества личности –
структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства
образования, устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.
Делятся на три вида:
-
Типологические:
физиологические особенности, темперамент,
характер
-
Механизмы психики:
мышление,
воля, память, внимание, восприятие, ощущения.
-
Опыт личности:
знания, умения, навыки, привычки.
Толерантность – это терпимость
КРИТЕРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
-
Равноправие
(равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и
экономическим возможностям для всех людей, независимо от пола, расы,
национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе).
-
Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое
отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.).
-
Равные возможности для участия в политической жизни
всех членов общества.
-
Сохранение
и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств.
-
Охват событиями общественного характера, праздниками
как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным
традициям и религии, одним верованиям.
-
Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в
данном обществе.
-
Свобода вероисповедания при условии, что это не
ущемляет права и возможности других членов общества.
-
Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.
-
Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах
межэтнических , межрасовых отношениях между полами.
ПРОЯВЛЕНИЕ НЕТЕРПИМОСТИ
-
Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения.
-
Игнорирования ( отказ в беседе, в признании).
-
Негативные
стереотипы, предупреждения, предрассудки ( составление обобщённого мнения о
человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как
правило, на основе отрицательных характеристик).
-
Этноцентризм ( понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей
и традиций собственной группы как эталонный и лучший по сравнению с другими
группами).
-
Поиск врага
( перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или
иную группу).
-
Преследования, запугивание, угрозы.
-
Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (
лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе).
-
Расизм (
дискриминация представителей определ1нной расы на основе предпосылки, что
одни расы превосходят другие).
-
Ксенофобия
в форме этнофобий (антисемизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий,
мигрантофобии ( неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение
в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков».
-
Национализм
(убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, своя нация
обладает большим объёмом прав).
-
Фашизм
реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы
насилия и массовый террор).
-
Империализм
(покорение общих народов другими с целью контроля богатств и ресурсов
подчинённых народов).
-
Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого
вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств)
-
Осквернение
религиозных или культурных символов.
-
Религиозное
представление (насаждение конкретной веры, её ценностей и обрядов).
-
Изгнание (
официальное и насильственное).
-
Сегрегация,
включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас религий и
полов, обычно в ущерб интересам одной группы).
Репрессии (насильственное
лишение возможности реализации прав человека), уничтожение или геноцид (содержание
в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Приложение 4.
Задания экспертам
Ваша задача: проявления толерантности в работе групп
Определить роль и позицию каждого участника группы
Роли: лидер, аналитик, саботажник, наблюдатель,
отверженный, тиран, шут и другие.
Эмоциональный лидер – умеет выстраивать
доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.
Лидер-критик: умеет критически проанализировать
проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.
Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные
позитивные идеи.
Лидер – организатор – умеет планировать выполнение
работы и распределять обязанности между участниками.
Лидер – исполнитель – умеет чётко и в положенный
срок выполнить возложенные на него обязанности.
Позиции участников групп: активная, пассивная,
разрушительная, конфликтная.
Ответить на вопросы:
Конфликтная ситуация
В школу приходит мама ученицы 10 класса с жалобой. Вчера на перемене ученик
этого же класса (турок-месхетинец, прибывший в школу два месяца назад) разбил
новый плеер девочки. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. Мама девочки
требует деньги за разбитую вещь или же новый плеер.
Как в «толерантной школе» и «интолерантной школе»
может разрешиться данный конфликт?
|